Новости города БезФормата.Ru
Егорьевск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Тропою Пришвина и Паустовского

Тропою Пришвина и Паустовского - Егорьевский Курьер
Тропою Пришвина и Паустовского - Егорьевский Курьер
Тропою Пришвина и Паустовского - Егорьевский Курьер
Тропою Пришвина и Паустовского - Егорьевский Курьер
Фото: e-kurier.info

№ 39 от 28 сентября 2016 г.

Пять лет назад наш еженедельник опубликовал интервью с историком и краеведом, исследователем Мещерского края С.С. Михайловым.

Сегодня член Союза писателей России, историк, этнолог, главный редактор альманаха «Мещера край» Сергей Михайлов вновь любезно согласился рассказать «Егорьевскому Курьеру» о своей работе.

- Сергей Сергеевич, о Мещере немало писали мастера пера, включая классиков русской словесности Паустовского и Пришвина. Неужели осталось ещё в наших краях то, что можно открыть писателю и исследователю?

- Пришвин и Паустовский, которых я очень люблю, замечательно писали о природе Мещерского края. Но воспринимать их произведения как источник этнографической и исторической информации следует очень осторожно. Здесь многое надо читать между строк. Например, в рассказе «Золотой линь», на первый взгляд забавном, пожилой крестьянин ест суп из лягушек и носит драные лапти, причём делает это как бы просто из-за своего чудачества. Он же плетёт костюм из лыка, якобы для «Всесоюзной выставки». На самом деле за этим видна беспросветная нищета мещерских крестьян в 1930-х годах. Да и что открытым текстом мог бы сообщить о настоящей жизни людей из Мещеры писатель, сам скрывавшийся от ареста в лесном посёлке Солотча, в бане у своего знакомого художника Пожалостина и прятавший свои архивы там же, в подвале?
Так что, в отличие от советских классиков, я пишу о всех сторонах жизни народа. Включая и непарадную. Меня, в первую очередь, интересуют люди – то есть история, культура и этнография. Мои книги и статьи – это не художественная, а научная литература. И работы здесь для исследователей – историков, этнографов и краеведов – непочатый край.

- Наверное, в первую очередь вас интересует культура старообрядческая?

- Нет, это далеко не так. Старообрядцы в Мещере появились в конце 17 века. Меня же в первую очередь интересуют более древние культурные пласты, которые до сих пор находят отражение в этнографическом своеобразии Мещеры. Прежде всего, это остатки традиций и верований древних финских племён Меря и Мещера.
Мои научные интересы простираются и в более далёкие от нас глубины истории, вплоть до доисторической мегалитической культуры 2-3 тысячелетия до нашей эры, представители которой тоже оставили на территории Мещеры свои материальные памятники – древние астрономические обсерватории, календари и святилища. Речь идёт о представителях Дьяковской, Городецкой и Абашевской археологических культур, а возможно, и более ранних, совершенно нам неизвестных.

- И сколько же таких мегалитических памятников существует ныне на территории Мещеры?

- Я думаю, что таких памятников на территории Мещеры существовало не менее сотни. До наших дней сохранились единицы. Самый известный из них – Кривандинский мегалитический комплекс, называемый также Подмосковным Стоунхенджем, находится недалеко от Шатуры. Он был открыт и впервые описан замечательным исследователем мегалитов Дмитрием Павловичем Барсковым, который на протяжении многих лет выявляет такие места разной степени сохранности по всей Мещере. Подобный комплекс есть и в Егорьевском районе (пос. Сергиевский), но камни там (их более 200) подверглись значительным перемещениям, так как на этой территории, где некогда существовало языческое святилище, была построена церковь (к настоящему времени не сохранившаяся) и устроено кладбище.
В журнале «Старообрядческая мысль», который, кстати, издавал известный егорьевский фотограф Никифор Зенин, в заметке, посвященной месту древнего Никитского погоста, есть упоминание о том, что значительная группа крупных камней располагалась и в районе деревни Чёлохово. Сохранившийся крупный мегалит в лесу около этой деревни – остаток древнего сооружения. Барсков уверен, что челоховский камень несёт следы обработки и стоял некогда вертикально, являясь, по классификации учёных, менгиром, то есть доисторическим культовым обелиском.
Думаю, что древнее святилище, выложенное валунами, находилось и в центре села Высокое, там, откуда и начинался город Егорьевск. Сейчас на этом месте стоят Казанская деревянная церковь и здание бывшей шестой школы.

  • «Змеиный» камень в сухое лето. Расположенный среди болот в глухом лесу, явно имеет следы обработки человеком.
  • - А когда и как исчезли эти сооружения? 

    - У них было очень мало шансов уцелеть. В эпоху христианизации (в Мещере этот процесс происходил поздно, в 15 веке) на их месте, как и на месте других языческих капищ, стремились поставить храмы. Соответственно, вокруг возникало кладбище. Камни, в том числе жертвенные, использовались как надгробия. Нередко вокруг возникало поселение, часто именуемое в те времена погостом. Природный камень опять же был ценным строительным материалом для устройства фундаментов. Строительного камня в Мещере не хватало никогда. То, что осталось, в 18 и 19 веках разбивали на булыжники для мощения улиц. Скорее всего, именно так погибли и камни со святилища, которое было в селе Высокое.

  • Так выглядит типичный алтарный камень или жертвенник. Село Шатур.
  •  

    - За некоторыми деревнями в наших краях устойчиво закрепилась репутация колдовских. Остались ли колдуны в Мещере? 

    - Колдуны и знахари – это фактически часть древней традиции, к которой относится и шаманизм. И тех, и других в Мещере сохранилось до сих пор немало. Практически в каждом более-менее крупном населённом пункте живёт или колдун, или бабка-шептунья. Я знал многих из них, собирал поверья, связанные с колдунами, знахарями и их ремеслом.
    Один раз я стал свидетелем такого случая. Сидим со своим знакомым на вокзале одного из соседних с Егорьевском городов, что-то обсуждаем. Напротив – молодая женщина ждет, как и мы, электричку. Вдруг к ней подбегает довольно неопрятного вида, но трезвый, бородатый персонаж, хватает ее за руку, что-то быстро говорит, после чего мгновенно ретируется. Женщина – резко в слезы и тоже уходит. Это было классическое наведение порчи на первого попавшегося человека. Обращаться в таких случаях в правоохранительные органы бесполезно – преступления как такового здесь не было, да и у нас не европейское средневековье. А с другой стороны, как мне кажется, сама виновата – сидела с выражением некоего презрения и высокомерия по отношению к окружающим, вот и нарвалась на то, что на нее кто не надо внимание обратил.

    - Поделитесь с нами историями, которые вам довелось записать в гуслицких деревнях во время экспедиций…
    - Конечно, читателей всегда интересуют всякие байки и былички на эту тему. Ну, слушайте...
    Один деревенский колдун, когда умирал, долго, из последних сил, ползал по улице, с которой сразу убежали все односельчане. Когда люди через несколько часов вернулись, то нашли его тело, которое было каким-то образом вплетено в обычную лестницу.
    В конце 1960-х г.г. в одной деревне недалеко от Егорьевска умирала женщина, которая также была известна как черная ведьма. Уйти из жизни она не могла несколько дней. Дом, где эта женщина находилась, покинули все, включая ее детей. Со стороны было видно, как поднимается и опускается крыша – так душа колдуньи пыталась освободиться и уйти из тела. После, когда гроб с ней несли на кладбище, он ходил ходуном даже в руках крепких мужиков. Когда гроб поднесли к самой могиле, он все время выпадал из рук – могила как бы не хотела принимать умершую. Нашелся человек, который сказал, что надо вбить в могилу осиновый кол. Только после этого ведьму смогли похоронить.

    - А в других краях о колдунах рассказывают такие же истории?
    - Да, набор фольклорных представлений о колдунах Мещеры примерно идентичен тому, что можно записать в любом другом уголке России. Например, если видишь колдуна или колдунью, надо в кармане сложить пальцы фигой или крестом. Если чувствуешь, что тебя сглазили, нужно пойти в три церкви и поставить в них свечки или пить (умываться) водой из трех колодцев…
    По поверьям, некоторые колдуны могут превращаться в животных или птиц.
    Рассказывают, что колдуны умирают очень тяжело, пока кому-либо не передадут свою энергетику. Они могут сделать это, схватив человека за руку (кстати, так передается порча) или через стакан с водой, «чёрную книгу» и прочие предметы.
    В одной из записанных мною быличек «чёрную книгу», завернув в газету, бабушка передала совершенно незнакомому мужчине, когда он садился в поезд. Кстати, старушка при этом могла и не быть колдуньей, ибо по другому поверью, тот, кто держит «чёрную книгу» дома и при этом не занимается колдовством, сойдёт с ума. Колдун, который не направляет куда-либо свою энергетику, также сойдет с ума. Если он не колдует ни на кого, не сбрасывает то, что находится в нем в виде порчи и т.п., то это погубит его изнутри.
    Люди с энергетикой, в том числе и черной, живут везде. Этим страшны не столько деревни, про которые иногда любят говорить, что они «колдовские», а и большие города. Там собраны массы переселенцев отовсюду, и их, в отличие от деревни, где все на виду, незаметно. Самым страшным городом в этом отношении является Москва, в которой в метро, на улице или в каком-либо другом месте вы, сами того не понимая, можете встретить и представителя традиционной русской магии, и сибирского шамана, и колдунов Вуду, и одному Богу ведомо, еще кого и откуда.

    - А что можете сказать о знахарях?
    - Знахарей часто называют «белыми колдунами», в отличие от «черных» – вредоносных. Они лечат заговорами и другими способами, снимают порчу, но в качестве мести, наказания или в силу других причин тоже могут ее наслать. Наш современный знахарь во многом и есть прямой и генетический потомок древних родовых и племенных шаманов, бывших у наших предков. Энергетика настоящих белых колдунов, как правило, также передается по наследству внутри одной семьи. Часто она была у бабушки, а потом вдруг передается внучке, минуя мать и отца. Такие представления бытуют не только в наших краях. Даже у далёких от нас народов Приамурья (эти обычаи описала этнограф Анна Смоляк), шаманы, чувствуя скорую смерть, старались передать свои способности родственникам, и лишь в крайнем случае – чужому человеку. Последний, даже получив дар, полноценным шаманом у окружающих не считался и должен был при первом удобном случае вернуть «эстафету» представителям шаманского рода.

    - Записываете ли вы колдовские заговоры?
    - Заговоры записывают многие исследователи, занимающиеся традиционной культурой. Я не ставлю перед собой такую задачу, но если что услышишь – всегда запоминаешь. Один интересный момент могу рассказать. Еду как-то на электричке из Москвы. Вокруг меня, в основном, мужички из мещерской глубинки, района Гуся-Хрустального и т.п. Люблю прислушиваться к интересным разговорам, и не зря. За спиной слышу беседу двух мужиков. Один жалуется на тещу. Его собеседник говорит: «Да ты что, не знаешь, как?» и напоминает ему способ, как в течении трех месяцев с помощью одного ритуала уложить человека в могилу. Сообщать его читателям вашей газеты я от греха подальше не буду, но сразу скажу, наказание за такое в Уголовном Кодексе не предусмотрено.

    - Насколько все эти языческие традиции унаследованы от исчезнувшего финского племени мещера?

    - Во-первых, я бы не назвал это племя исчезнувшим. В Пензенской области мещера как этнографическая группа живёт до сих пор. Этих людей в начале ХХ века было около 30 тысяч человек, а сейчас осталось всего четыре деревни. Это потомки переселенцев из окрестностей рязанского села Нармушадь, которые покинули свои дома в начале 20 века. Кстати, люди эти не только до сих пор считают себя мещерой, но и стремятся искать спутников жизни в своей среде. Выходить замуж за русского или жениться на русской там принято, только если жениха или невесту не удаётся подобрать среди своих. И такой смешанный брак до сих пор считается там мезальянсом, делом почти постыдным.
    Во-вторых, Мещёра как край никогда не была моноэтничной. Рядом проживало другое финское племя – меря. И многие древние обычаи унаследованы от них.
    В-третьих, многие языческие обычаи были свойственны не только нашим финским, но и славянским предкам.
    Однажды Достоевский сказал, что русская душа сама по себе христианка. Мои исследования Мещерского края свидетельствуют об обратном – душа нашего человека сама по себе язычница.

    - А можете привести примеры именно финского влияния на традиционную культуру Мещерского края?
    - Обожествление деревьев и священных рощ. У этого древнего обычая есть современные отзвуки. В Шувое, Мисцево, Степановке, Устьяново мне рассказывали о так называемых «соснах колдунов». Там же я записал рассказы о том, что деды ныне живущих жителей этих сёл и деревень еще в 1930-е годы нередко ходили молиться в лес. Как они это делали – по-христиански или нет – никто сказать не может. Эти люди также посещали обычные храмы или старообрядческие моленные – они были приверженцами и старой веры, и обычного православия. Кстати, никаких поклонных крестов или икон там, куда они уходили, никто не видел. Не есть ли это некий остаток древнего почитания деревьев, существовавший в древности?

    - Попадалась ли вам архивная информация о Тимшинских скитах?
    - Нет, не попадалась. Всё, что я знаю об этих скитах, поведал ныне покойный краевед из Михалей Николай Артёмович Захаров. По его информации, монахи жили в 2-3 верстах к востоку от деревни Михали до середины 1930-х годов, после чего их то ли вывез, то ли расстрелял присланный в деревню отряд НКВД. Меня как специалиста заинтересовала информация о том, что тимшинскими монахами родители пугали детей, не велели им ходить в ту часть леса, где находились их полуземлянки. То, что я знаю про это место, кажется весьма странным и таинственным. В Шувое, например, и других местах, где находились скиты и поселения старообрядческих иноков, ситуация была совершенно другая. Там дети часто носили в скиты еду, передаваемую взрослыми. Помогать монахам продуктами считалось делом богоугодным. И детей Божьими людьми в Шувое никто уж точно не пугал, с ними наоборот советовали общаться.

    - То есть в лесу существовали «хорошие» и «плохие» места?

    - Да, плохие места существовали. Но не потому, что там селились монахи. Нехорошие места – это места захоронения утопленников, удавленников и вообще всех самоубийц. Если в других районах России их хоронили за церковной оградой или канавкой, то в Мещере для этого выбирали глухое место в лесу. Именно оно считалось нехорошим, оттуда трудно было найти дорогу назад, потому что путников там «кружило».

    - На что бы вы советовали обратить внимание молодым этнографам – исследователям Мещеры?
    - Я рекомендовал бы им заняться заводским и фабричным фольклором. На старинные фабрики мещерских городов и деревень, на торфоразработки стекались люди из различных мест, самого разного происхождения, привносили в местную культуру нечто своё. Что-то из новых обычаев приносили деревенские мужики, ходившие на заработки, «в отход». Так, например, в Орехово-Зуевском районе мне удалось записать семейные предания о том, как на Морозовской фабрике рабочие наказывали зарвавшихся мастеров, а также стукачей и подхалимов из рабочей среды. Их связывали, мазали углём лицо и возили по цехам на угольной тачке. Затем торжественно вываливали за ворота. Наказание так и называлось – «тачка» и означало полное изгнание из рабочей среды. После этого наказанному нередко приходилось менять не только работу, но и место жительства. Пятно на семье оставалось на всю жизнь. Дразнили и жён, и детей.
    Там же был ещё один обычай, называемый «впрыск», или «могарыч». Вновь поступивший на фабрику рабочий был обязан полностью пропить свою первую зарплату вместе с новыми сослуживцами. Если этого не делалось, коллектив не принимал его, и на новой работе новичок долго не задерживался. Подобные обычаи наверняка существовали и в рабочей среде старого Егорьевска. Их надо фиксировать для исторической науки.

    Беседовал Алексей Марков

    Новости Коломны   Корреспондент «КП» вспомнил время красных галстуков и загородных лагерей Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi - KolomnaOnline.RuПамять долговечней предметов материального мира. Иных уж нет, но мы вновь и вновь воскрешаем утраченные образы, визуально сохранившиеся разве что на пожелтевших фотоснимках...
    23.07.2017 KolomnaOnline.Ru
    Синоптики вновь обещают приход настоящего лета - Жуковский.LifeНа следующей неделе температура воздуха будет превышать +25 градусов Как сообщает GISMETEO, на следующей неделе в Московский регион наконец-то придет настоящее лето.
    23.07.2017 Жуковский.Life
    Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил колокол на Соборной площади в Клину - Серп и МолотСегодня после окончания Божественной Литургии, последовавшей сразу после чина Великого освящения храма Воскресения Христова на Советской площади, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вручил награды клинчанам,
    23.07.2017 Серп и Молот
    В связи с активизацией холодного атмосферного фронта в ближайший час с сохранением во второй половине дня и вечером 23 июля местами по Московской области ожидается кратковременный дождь, гроза,
    23.07.2017 Каширский район
    Сорок новорожденных зарегистрировали в Раменском на минувшей неделе - Газета РодникРаменское управление ЗАГС Главного управления ЗАГС Московской области сообщает следующую информацию за период 17.07.2017г.
    23.07.2017 Газета Родник
    Федя сделал аргентинцу больно - Ока ИнфоМарина Овсянкина   На состоявшемся вчера в Москве Дне бокса преимущество серпуховича Фёдора Чудинова было очевидным   В минувшую субботу в центре столицы отгремело массовое спортивное мероприятие под названием "
    23.07.2017 Ока Инфо
    Новости Коломны   Ремонт участка улицы Митяево 1 запланирован на август Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi - KolomnaOnline.RuРубрика «Мы писали об этом» Мы писали в № 23 от 5 апреля 2015 года о том, что участок улицы Митяево-1 от дома 28 до дома 116 отремонтируют в этом году.
    23.07.2017 KolomnaOnline.Ru
    МАКС-2017 за пять дней посетили 330 тысяч человек - РТВ-ПодмосковьеМеждународный авиакосмический салон МАКС-2017 в Жуковском с 18 июля по 22 июля посетили 330 тысяч человек, данные приводит МВД России.
    23.07.2017 РТВ-Подмосковье
    Губернатор посетил V форум «Я – гражданин Подмосковья» в Егорьевске - Подольский рабочийГубернатор Московской области Андрей Воробьев посетил Пятый форум «Я – гражданин Подмосковья»,
    23.07.2017 Подольский рабочий
    Пресс-конференция РИАМО - Правительство Московской областиМероприятие состоится 24 июля 2017 г., 16:00 Источник: Фотобанк Московской области, Татьяна Коробейник Пресс-конференция по законодательным изменениям, которые коснутся дачников после вступления в силу федерального закона,
    23.07.2017 Правительство Московской области
    Патриарх освятил храм в Троицке - ТК КварцФото: Троицкий храм Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сегодня освятил храм Живоначальной Троицы в Троицке.
    23.07.2017 ТК Кварц
    1-2-696x522-1-696x522 - Администрация г.ПодольскВ среду, 26 июля, на базе Общественной приёмной исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления в Городском округе Подольск состоится очередной прием граждан.
    23.07.2017 Администрация г.Подольск
    Облачная погода с прояснением ожидает люберчан - Люберецкая панорамаЛЮБЕРЦЫ. 21 июля. INLUBERTSY.RU Облачная погода с прояснением озжидается 21 июля в Московском регионе, сообщает Люберецкое информагентство со ссылкой на городской сайт ИнфоЛюберцы.
    21.07.2017 Люберецкая панорама
    По грибы — по карте - Nedelka-Klin.RuНа сайте Комитета лесного хозяйства Московской области размещена «Карта грибных мест».
    21.07.2017 Nedelka-Klin.Ru
    _MG_5727 - МВД Московской области22 июля 2017 года 13 международный авиационно-космический салон «МАКС-2017» посетило 173 700 человек.
    22.07.2017 МВД Московской области
    Около Сергиева Посада появилось чёрное вонючее озеро - КопейкаГромкий скандал разгорается в подмосковном Сергиевом Посаде. Жители обвиняют коммерсантов в том, что все отходы с предприятий они сбрасывают в местный водоем, который уже прозвали "вонючим озером".
    23.07.2017 Копейка
    В Балашихе украли  автомобиль Mitsubishi - Газета ФактНеизвестный украл автомобиль Mitsubishi Pajero Sport стоимостью более 1 миллиона рублей.
    23.07.2017 Газета Факт
    Два подростка пострадали в ДТП на Львовке - ТК КварцНа 55 километре Старосимферопольского шоссе столкнулись "Газель" и мототранспорт.
    23.07.2017 ТК Кварц
    Раменскому району присвоен третий класс пожарной опасности - Люберецкая панорама
    Раменскому району присвоен третий класс пожарной опасности
    ЛЮБЕРЦЫ. 21 июля. INLUBERTSY.RU Третий класс пожарной опасности по пятибалльной шкале установлен в соседнем с Люберцами Раменском районе, сообщает Люберецкое информагентство со ссылкой на городской сайт ИнфоЛюберцы.
    Люберецкая панорама
    За неделю 895 нарушений ПДД и два ДТП с пострадавшими - Копейка
    За неделю 895 нарушений ПДД и два ДТП с пострадавшими
    За период, с 14 по 21 июля текущего года сотрудниками отдела ГИБДД УМВД России по Сергиево-Посадскому району зарегистрировано 63 ДТП с материальным ущербом,  а также два  происшествия, в которых пострадали люди.
    Копейка
    Дети получили травмы на детской площадке - Копейка
    Дети получили травмы на детской площадке
    Двое детей получили травмы на детской площадке на улице Валовая в Сергиевом Посаде.
    Копейка
    И это всё о них - Ока ИнфоГалина Столярова Липицкий ДК без двух этих коллективов уже давно не представляем.
    22.07.2017 Ока Инфо
    На слёте «Я – гражданин Подмосковья» завершилась смена «Студенчество и молодые политики» - Павлово-Посадские известияНа молодёжном слёте «Я – гражданин Подмосковья», который проходит в эти дни в Егорьевском районе, завершилась четвёртая смена «Студенчество и молодые политики»,
    22.07.2017 Павлово-Посадские известия
    «День выборов» в Сергиевом Посаде - КопейкаНачало избирательной кампании в Сергиево-Посадский Совет депутатов действительно начинается как в известном кино, т.е.
    23.07.2017 Копейка
    Фестиваль Галича в Дубраве - Копейка
    Фестиваль Галича в Дубраве
    19 июля в Сергиево-Посадском культурно-просветительском центре "Дубрава" им.
    Копейка
    Карина ПЕТРОВСКАЯ: «Доигрываю все мамины роли» - Люберецкая газета
    Карина ПЕТРОВСКАЯ: «Доигрываю все мамины роли»
    При поддержке Министерства культуры Российской Федерации предстоящей осенью в Москве пройдёт II Всероссийский фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку».
    Люберецкая газета
    Нет описания - Газета Основа
    Безумству храбрых здесь пели песни...
    Когда попадаешь в ситуацию, мягко говоря, непредвиденную... Если случается вдруг «вляпаться в историю» или банально – завязнуть в снегу или в грязи, важно помнить, что спустя какое-то время вспоминать об этом будешь,
    Газета Основа
    ФОТО 1 - Федерация волейбола МОНа спартакиадном турнире по пляжному волейболу пришла пора решающих матчей Успешно продолжает выступать пара из Московской области Дмитрий Веретюк/Дмитрий Селиванов.
    22.07.2017 Федерация волейбола МО
    Мастер‑классы прошли на празднике «Спорт в каждый двор» в Люберцах - Люберецкая газетаСпортивные мастер-классы по надуванию горелок и ломанию деревянных и металлических предметов о тело провела организация «Русский лад» в рамках праздника «Спорт в каждый двор» в Люберцах.
    22.07.2017 Люберецкая газета
    «ВВА-Подмосковье» VS «Слава-ЦСП». Послематчевые комментарии. - ВВА-ПодмосковьеПо завершении матча со «Славой-ЦСП» своими эмоциями от прошедшей встречи поделился главный тренер «ВВА-Подмосковье» Николай Владимирович Неруш: - Мы не реализовались в первом тайме, допустив огромное количество ошибок.
    23.07.2017 ВВА-Подмосковье
    Федя сделал аргентинцу больно - Ока Инфо
    Федя сделал аргентинцу больно
    Марина Овсянкина   На состоявшемся вчера в Москве Дне бокса преимущество серпуховича Фёдора Чудинова было очевидным   В минувшую субботу в центре столицы отгремело массовое спортивное мероприятие под названием "
    Ока Инфо
    Военные кинологи из разных стран примут участие в конкурсе «Верный друг» в Подмосковье - Газета Факт
    Военные кинологи из разных стран примут участие в конкурсе «Верный друг» в Подмосковье
    Международный этап конкурса «Верный друг» пройдет с 30 июля по 10 августа с участием команд из Белоруссии, Узбекистана, Казахстана и Египта.
    Газета Факт
    Мастер-классы прошли во время праздника «Спорт в каждый двор» в Люберцах - Люберецкая панорама
    Мастер-классы прошли во время праздника «Спорт в каждый двор» в Люберцах
    ЛЮБЕРЦЫ. 23 июля. INLUBERTSY.RU - Мастер-классы по надуванию горелок и тайскому боксу прошли в рамках праздника «Спорт в каждый двор» в  Люберцах, сообщает Люберецкое информагентство со ссылкой на городской сайт ИнфоЛюберцы.
    Люберецкая панорама
    Новости Коломны   Корреспондент «КП» вспомнил время красных галстуков и загородных лагерей Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi - KolomnaOnline.RuПамять долговечней предметов материального мира. Иных уж нет, но мы вновь и вновь воскрешаем утраченные образы, визуально сохранившиеся разве что на пожелтевших фотоснимках...
    23.07.2017 KolomnaOnline.Ru
    Синоптики вновь обещают приход настоящего лета - Жуковский.LifeНа следующей неделе температура воздуха будет превышать +25 градусов Как сообщает GISMETEO, на следующей неделе в Московский регион наконец-то придет настоящее лето.
    23.07.2017 Жуковский.Life
    Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил колокол на Соборной площади в Клину - Серп и МолотСегодня после окончания Божественной Литургии, последовавшей сразу после чина Великого освящения храма Воскресения Христова на Советской площади, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вручил награды клинчанам,
    23.07.2017 Серп и Молот
    В связи с активизацией холодного атмосферного фронта в ближайший час с сохранением во второй половине дня и вечером 23 июля местами по Московской области ожидается кратковременный дождь, гроза,
    23.07.2017 Каширский район
    Сорок новорожденных зарегистрировали в Раменском на минувшей неделе - Газета РодникРаменское управление ЗАГС Главного управления ЗАГС Московской области сообщает следующую информацию за период 17.07.2017г.
    23.07.2017 Газета Родник