Новости города БезФормата.Ru
Егорьевск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Тропою Пришвина и Паустовского

Тропою Пришвина и Паустовского - Егорьевский Курьер
Тропою Пришвина и Паустовского - Егорьевский Курьер
Тропою Пришвина и Паустовского - Егорьевский Курьер
Тропою Пришвина и Паустовского - Егорьевский Курьер
Фото: e-kurier.info

№ 39 от 28 сентября 2016 г.

Пять лет назад наш еженедельник опубликовал интервью с историком и краеведом, исследователем Мещерского края С.С. Михайловым.

Сегодня член Союза писателей России, историк, этнолог, главный редактор альманаха «Мещера край» Сергей Михайлов вновь любезно согласился рассказать «Егорьевскому Курьеру» о своей работе.

- Сергей Сергеевич, о Мещере немало писали мастера пера, включая классиков русской словесности Паустовского и Пришвина. Неужели осталось ещё в наших краях то, что можно открыть писателю и исследователю?

- Пришвин и Паустовский, которых я очень люблю, замечательно писали о природе Мещерского края. Но воспринимать их произведения как источник этнографической и исторической информации следует очень осторожно. Здесь многое надо читать между строк. Например, в рассказе «Золотой линь», на первый взгляд забавном, пожилой крестьянин ест суп из лягушек и носит драные лапти, причём делает это как бы просто из-за своего чудачества. Он же плетёт костюм из лыка, якобы для «Всесоюзной выставки». На самом деле за этим видна беспросветная нищета мещерских крестьян в 1930-х годах. Да и что открытым текстом мог бы сообщить о настоящей жизни людей из Мещеры писатель, сам скрывавшийся от ареста в лесном посёлке Солотча, в бане у своего знакомого художника Пожалостина и прятавший свои архивы там же, в подвале?
Так что, в отличие от советских классиков, я пишу о всех сторонах жизни народа. Включая и непарадную. Меня, в первую очередь, интересуют люди – то есть история, культура и этнография. Мои книги и статьи – это не художественная, а научная литература. И работы здесь для исследователей – историков, этнографов и краеведов – непочатый край.

- Наверное, в первую очередь вас интересует культура старообрядческая?

- Нет, это далеко не так. Старообрядцы в Мещере появились в конце 17 века. Меня же в первую очередь интересуют более древние культурные пласты, которые до сих пор находят отражение в этнографическом своеобразии Мещеры. Прежде всего, это остатки традиций и верований древних финских племён Меря и Мещера.
Мои научные интересы простираются и в более далёкие от нас глубины истории, вплоть до доисторической мегалитической культуры 2-3 тысячелетия до нашей эры, представители которой тоже оставили на территории Мещеры свои материальные памятники – древние астрономические обсерватории, календари и святилища. Речь идёт о представителях Дьяковской, Городецкой и Абашевской археологических культур, а возможно, и более ранних, совершенно нам неизвестных.

- И сколько же таких мегалитических памятников существует ныне на территории Мещеры?

- Я думаю, что таких памятников на территории Мещеры существовало не менее сотни. До наших дней сохранились единицы. Самый известный из них – Кривандинский мегалитический комплекс, называемый также Подмосковным Стоунхенджем, находится недалеко от Шатуры. Он был открыт и впервые описан замечательным исследователем мегалитов Дмитрием Павловичем Барсковым, который на протяжении многих лет выявляет такие места разной степени сохранности по всей Мещере. Подобный комплекс есть и в Егорьевском районе (пос. Сергиевский), но камни там (их более 200) подверглись значительным перемещениям, так как на этой территории, где некогда существовало языческое святилище, была построена церковь (к настоящему времени не сохранившаяся) и устроено кладбище.
В журнале «Старообрядческая мысль», который, кстати, издавал известный егорьевский фотограф Никифор Зенин, в заметке, посвященной месту древнего Никитского погоста, есть упоминание о том, что значительная группа крупных камней располагалась и в районе деревни Чёлохово. Сохранившийся крупный мегалит в лесу около этой деревни – остаток древнего сооружения. Барсков уверен, что челоховский камень несёт следы обработки и стоял некогда вертикально, являясь, по классификации учёных, менгиром, то есть доисторическим культовым обелиском.
Думаю, что древнее святилище, выложенное валунами, находилось и в центре села Высокое, там, откуда и начинался город Егорьевск. Сейчас на этом месте стоят Казанская деревянная церковь и здание бывшей шестой школы.

  • «Змеиный» камень в сухое лето. Расположенный среди болот в глухом лесу, явно имеет следы обработки человеком.
  • - А когда и как исчезли эти сооружения? 

    - У них было очень мало шансов уцелеть. В эпоху христианизации (в Мещере этот процесс происходил поздно, в 15 веке) на их месте, как и на месте других языческих капищ, стремились поставить храмы. Соответственно, вокруг возникало кладбище. Камни, в том числе жертвенные, использовались как надгробия. Нередко вокруг возникало поселение, часто именуемое в те времена погостом. Природный камень опять же был ценным строительным материалом для устройства фундаментов. Строительного камня в Мещере не хватало никогда. То, что осталось, в 18 и 19 веках разбивали на булыжники для мощения улиц. Скорее всего, именно так погибли и камни со святилища, которое было в селе Высокое.

  • Так выглядит типичный алтарный камень или жертвенник. Село Шатур.
  •  

    - За некоторыми деревнями в наших краях устойчиво закрепилась репутация колдовских. Остались ли колдуны в Мещере? 

    - Колдуны и знахари – это фактически часть древней традиции, к которой относится и шаманизм. И тех, и других в Мещере сохранилось до сих пор немало. Практически в каждом более-менее крупном населённом пункте живёт или колдун, или бабка-шептунья. Я знал многих из них, собирал поверья, связанные с колдунами, знахарями и их ремеслом.
    Один раз я стал свидетелем такого случая. Сидим со своим знакомым на вокзале одного из соседних с Егорьевском городов, что-то обсуждаем. Напротив – молодая женщина ждет, как и мы, электричку. Вдруг к ней подбегает довольно неопрятного вида, но трезвый, бородатый персонаж, хватает ее за руку, что-то быстро говорит, после чего мгновенно ретируется. Женщина – резко в слезы и тоже уходит. Это было классическое наведение порчи на первого попавшегося человека. Обращаться в таких случаях в правоохранительные органы бесполезно – преступления как такового здесь не было, да и у нас не европейское средневековье. А с другой стороны, как мне кажется, сама виновата – сидела с выражением некоего презрения и высокомерия по отношению к окружающим, вот и нарвалась на то, что на нее кто не надо внимание обратил.

    - Поделитесь с нами историями, которые вам довелось записать в гуслицких деревнях во время экспедиций…
    - Конечно, читателей всегда интересуют всякие байки и былички на эту тему. Ну, слушайте...
    Один деревенский колдун, когда умирал, долго, из последних сил, ползал по улице, с которой сразу убежали все односельчане. Когда люди через несколько часов вернулись, то нашли его тело, которое было каким-то образом вплетено в обычную лестницу.
    В конце 1960-х г.г. в одной деревне недалеко от Егорьевска умирала женщина, которая также была известна как черная ведьма. Уйти из жизни она не могла несколько дней. Дом, где эта женщина находилась, покинули все, включая ее детей. Со стороны было видно, как поднимается и опускается крыша – так душа колдуньи пыталась освободиться и уйти из тела. После, когда гроб с ней несли на кладбище, он ходил ходуном даже в руках крепких мужиков. Когда гроб поднесли к самой могиле, он все время выпадал из рук – могила как бы не хотела принимать умершую. Нашелся человек, который сказал, что надо вбить в могилу осиновый кол. Только после этого ведьму смогли похоронить.

    - А в других краях о колдунах рассказывают такие же истории?
    - Да, набор фольклорных представлений о колдунах Мещеры примерно идентичен тому, что можно записать в любом другом уголке России. Например, если видишь колдуна или колдунью, надо в кармане сложить пальцы фигой или крестом. Если чувствуешь, что тебя сглазили, нужно пойти в три церкви и поставить в них свечки или пить (умываться) водой из трех колодцев…
    По поверьям, некоторые колдуны могут превращаться в животных или птиц.
    Рассказывают, что колдуны умирают очень тяжело, пока кому-либо не передадут свою энергетику. Они могут сделать это, схватив человека за руку (кстати, так передается порча) или через стакан с водой, «чёрную книгу» и прочие предметы.
    В одной из записанных мною быличек «чёрную книгу», завернув в газету, бабушка передала совершенно незнакомому мужчине, когда он садился в поезд. Кстати, старушка при этом могла и не быть колдуньей, ибо по другому поверью, тот, кто держит «чёрную книгу» дома и при этом не занимается колдовством, сойдёт с ума. Колдун, который не направляет куда-либо свою энергетику, также сойдет с ума. Если он не колдует ни на кого, не сбрасывает то, что находится в нем в виде порчи и т.п., то это погубит его изнутри.
    Люди с энергетикой, в том числе и черной, живут везде. Этим страшны не столько деревни, про которые иногда любят говорить, что они «колдовские», а и большие города. Там собраны массы переселенцев отовсюду, и их, в отличие от деревни, где все на виду, незаметно. Самым страшным городом в этом отношении является Москва, в которой в метро, на улице или в каком-либо другом месте вы, сами того не понимая, можете встретить и представителя традиционной русской магии, и сибирского шамана, и колдунов Вуду, и одному Богу ведомо, еще кого и откуда.

    - А что можете сказать о знахарях?
    - Знахарей часто называют «белыми колдунами», в отличие от «черных» – вредоносных. Они лечат заговорами и другими способами, снимают порчу, но в качестве мести, наказания или в силу других причин тоже могут ее наслать. Наш современный знахарь во многом и есть прямой и генетический потомок древних родовых и племенных шаманов, бывших у наших предков. Энергетика настоящих белых колдунов, как правило, также передается по наследству внутри одной семьи. Часто она была у бабушки, а потом вдруг передается внучке, минуя мать и отца. Такие представления бытуют не только в наших краях. Даже у далёких от нас народов Приамурья (эти обычаи описала этнограф Анна Смоляк), шаманы, чувствуя скорую смерть, старались передать свои способности родственникам, и лишь в крайнем случае – чужому человеку. Последний, даже получив дар, полноценным шаманом у окружающих не считался и должен был при первом удобном случае вернуть «эстафету» представителям шаманского рода.

    - Записываете ли вы колдовские заговоры?
    - Заговоры записывают многие исследователи, занимающиеся традиционной культурой. Я не ставлю перед собой такую задачу, но если что услышишь – всегда запоминаешь. Один интересный момент могу рассказать. Еду как-то на электричке из Москвы. Вокруг меня, в основном, мужички из мещерской глубинки, района Гуся-Хрустального и т.п. Люблю прислушиваться к интересным разговорам, и не зря. За спиной слышу беседу двух мужиков. Один жалуется на тещу. Его собеседник говорит: «Да ты что, не знаешь, как?» и напоминает ему способ, как в течении трех месяцев с помощью одного ритуала уложить человека в могилу. Сообщать его читателям вашей газеты я от греха подальше не буду, но сразу скажу, наказание за такое в Уголовном Кодексе не предусмотрено.

    - Насколько все эти языческие традиции унаследованы от исчезнувшего финского племени мещера?

    - Во-первых, я бы не назвал это племя исчезнувшим. В Пензенской области мещера как этнографическая группа живёт до сих пор. Этих людей в начале ХХ века было около 30 тысяч человек, а сейчас осталось всего четыре деревни. Это потомки переселенцев из окрестностей рязанского села Нармушадь, которые покинули свои дома в начале 20 века. Кстати, люди эти не только до сих пор считают себя мещерой, но и стремятся искать спутников жизни в своей среде. Выходить замуж за русского или жениться на русской там принято, только если жениха или невесту не удаётся подобрать среди своих. И такой смешанный брак до сих пор считается там мезальянсом, делом почти постыдным.
    Во-вторых, Мещёра как край никогда не была моноэтничной. Рядом проживало другое финское племя – меря. И многие древние обычаи унаследованы от них.
    В-третьих, многие языческие обычаи были свойственны не только нашим финским, но и славянским предкам.
    Однажды Достоевский сказал, что русская душа сама по себе христианка. Мои исследования Мещерского края свидетельствуют об обратном – душа нашего человека сама по себе язычница.

    - А можете привести примеры именно финского влияния на традиционную культуру Мещерского края?
    - Обожествление деревьев и священных рощ. У этого древнего обычая есть современные отзвуки. В Шувое, Мисцево, Степановке, Устьяново мне рассказывали о так называемых «соснах колдунов». Там же я записал рассказы о том, что деды ныне живущих жителей этих сёл и деревень еще в 1930-е годы нередко ходили молиться в лес. Как они это делали – по-христиански или нет – никто сказать не может. Эти люди также посещали обычные храмы или старообрядческие моленные – они были приверженцами и старой веры, и обычного православия. Кстати, никаких поклонных крестов или икон там, куда они уходили, никто не видел. Не есть ли это некий остаток древнего почитания деревьев, существовавший в древности?

    - Попадалась ли вам архивная информация о Тимшинских скитах?
    - Нет, не попадалась. Всё, что я знаю об этих скитах, поведал ныне покойный краевед из Михалей Николай Артёмович Захаров. По его информации, монахи жили в 2-3 верстах к востоку от деревни Михали до середины 1930-х годов, после чего их то ли вывез, то ли расстрелял присланный в деревню отряд НКВД. Меня как специалиста заинтересовала информация о том, что тимшинскими монахами родители пугали детей, не велели им ходить в ту часть леса, где находились их полуземлянки. То, что я знаю про это место, кажется весьма странным и таинственным. В Шувое, например, и других местах, где находились скиты и поселения старообрядческих иноков, ситуация была совершенно другая. Там дети часто носили в скиты еду, передаваемую взрослыми. Помогать монахам продуктами считалось делом богоугодным. И детей Божьими людьми в Шувое никто уж точно не пугал, с ними наоборот советовали общаться.

    - То есть в лесу существовали «хорошие» и «плохие» места?

    - Да, плохие места существовали. Но не потому, что там селились монахи. Нехорошие места – это места захоронения утопленников, удавленников и вообще всех самоубийц. Если в других районах России их хоронили за церковной оградой или канавкой, то в Мещере для этого выбирали глухое место в лесу. Именно оно считалось нехорошим, оттуда трудно было найти дорогу назад, потому что путников там «кружило».

    - На что бы вы советовали обратить внимание молодым этнографам – исследователям Мещеры?
    - Я рекомендовал бы им заняться заводским и фабричным фольклором. На старинные фабрики мещерских городов и деревень, на торфоразработки стекались люди из различных мест, самого разного происхождения, привносили в местную культуру нечто своё. Что-то из новых обычаев приносили деревенские мужики, ходившие на заработки, «в отход». Так, например, в Орехово-Зуевском районе мне удалось записать семейные предания о том, как на Морозовской фабрике рабочие наказывали зарвавшихся мастеров, а также стукачей и подхалимов из рабочей среды. Их связывали, мазали углём лицо и возили по цехам на угольной тачке. Затем торжественно вываливали за ворота. Наказание так и называлось – «тачка» и означало полное изгнание из рабочей среды. После этого наказанному нередко приходилось менять не только работу, но и место жительства. Пятно на семье оставалось на всю жизнь. Дразнили и жён, и детей.
    Там же был ещё один обычай, называемый «впрыск», или «могарыч». Вновь поступивший на фабрику рабочий был обязан полностью пропить свою первую зарплату вместе с новыми сослуживцами. Если этого не делалось, коллектив не принимал его, и на новой работе новичок долго не задерживался. Подобные обычаи наверняка существовали и в рабочей среде старого Егорьевска. Их надо фиксировать для исторической науки.

    Беседовал Алексей Марков

    В Долгопрудном продолжаются антимусорные рейды - Администрация г.ДолгопрудныйВ Долгопрудном, как и в других муниципалитетах Подмосковья, продолжаются рейды по выявлению нарушителей, сбрасывающих мусор в неположенных местах.
    19.08.2017 Администрация г.Долгопрудный
    Празднования дня округа завершились в Рузе - Красное знамяФото: Сергей Савиных В пять часов вечера на площади начался концерт, в котором местные артисты, даря свое творчество, признавались в любви к малой родине.
    19.08.2017 Красное знамя
    Двоих  люберчан «застукали» за незаконным выбросом мусора - Люберецкая панорама ЛЮБЕРЦЫ. 19 августа. INLUBERTSY.RU - Двоих нарушителей чистоты в городском округе Люберцы  19 августа оштрафовали  в ходе антимусорного рейда «Чистое Подмосковье»,
    19.08.2017 Люберецкая панорама
    Минтранс МО ожидает увеличения количества ДТП в выходные - ТК КварцУвеличение количества отдыхающих может сильно повлиять и на аварийность. Минтранс призывает водителей и пешеходов быть предельно внимательными, говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
    18.08.2017 ТК Кварц
    Художественную галерею откроют в новом бизнес-центре в Рузском округе - Рузский районВ бизнес-центре «Руза хутор», открытие которого состоялось в День Рузского округа на пешеходной улице Рузы, откроется выставочный зал, где художники округа смогут выставлять свои работы.
    19.08.2017 Рузский район
    Чистое Подмосковье. Рейд № 2 - Администрация г.Дубны17 августа 2017 г.
    19.08.2017 Администрация г.Дубны
    Яблочный Спас широко отметили в Куровском - Орехово-Зуевская правдаЖители и гости города Куровское собрались у Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря, чтобы отметить праздник Преображения Господня, известный в народе под названием Яблочный Спас.
    19.08.2017 Орехово-Зуевская правда
    Антимусорные рейды проводятся в Рузском округе - Красное знамяФото: Сергей Комашков В Рузском округе, как и по всему Подмосковью, проводятся антимусорные рейды.
    18.08.2017 Красное знамя
    В Малаховке состоялась ежегодная всероссийская выставка собак - Администрация г.Люберцы19 августа в поселке Малаховка г.о. Люберцы состоялась ежегодная всероссийская выставка собак "Подмосковные встречи".
    19.08.2017 Администрация г.Люберцы
    Две попытки несанкционированного сброса мусора предотвратили в Подольске в субботу - Подольский рабочийДве попытки несанкционированного сброса мусора предотвратили в поселке Дубровицы Подольске в субботу Фото:
    19.08.2017 Подольский рабочий
    Школа искусств в Шаховской - Правительство Московской областиИсточник: Министерство культуры Московской области Новое здание школы искусств открыли в поселке Шаховская в День города, заведение сможет принять 600 учащихся,
    19.08.2017 Правительство Московской области
    В Дубровицах пресекли выброс мусора на берег Пахры - ТК КварцФото: ТО «Дубровицкий» Борьба с несанкционированными свалками продолжается.
    19.08.2017 ТК Кварц
    В городском округе Шатура продолжается работа по выявлению и предотвращению стихийных навалов мусора - Шатурский район16 августа на территории нашего округа двумя оперативными группами проведен рейд по выявлению фактов несанкционированного выброса мусора.
    17.08.2017 Шатурский район
    16 августа состоялся еще один рейд по борьбе со свалками #свинья - Газета РодникОчередной рейд в рамках реализации губернаторской программы "Чистое Подмосковье" оперативной группы в составе сотрудников полиции, госадмтехнадзора, администрации Раменского района,
    16.08.2017 Газета Родник
    Боеприпасы - Правительство Московской областиИсточник: ©, пресс-служба заместителя председателя правительства Московской области Дмитрия Пестова Порядка 300 боеприпасов времен Великой Отечественной войны обезвредили подмосковные взрывотехники с начала года,
    18.08.2017 Правительство Московской области
    Минтранс МО ожидает увеличения количества ДТП в выходные - ТК КварцУвеличение количества отдыхающих может сильно повлиять и на аварийность. Минтранс призывает водителей и пешеходов быть предельно внимательными, говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
    18.08.2017 ТК Кварц
    В Сергиево-Посадском районе 7-летнюю девочку ранили в голову из травматики - РТВ-ПодмосковьеСемилетнюю девочку ранили в голову в Сергиево-Посадском районе Подмосковья, сообщает РЕН.ТВ .
    19.08.2017 РТВ-Подмосковье
    На севере Москвы пешеход погиб под колёсами трамвая - РТВ-ПодмосковьеНа проспекте Мира в Москве трамвай насмерть сбил пешехода, сообщает РИАМО со ссылкой на дежурного офицера столичного ГИБДД.
    19.08.2017 РТВ-Подмосковье
    Смертельные выходные в Подмосковье - Красное знамя
    Смертельные выходные в Подмосковье
    Прошедшие жаркие выходные в Московской области вошли в печальную статистику рекорда смертей на дороге.
    Красное знамя
    Ночной пожар на Дружбе. Эвакуировано 40 человек - Копейка
    Ночной пожар на Дружбе. Эвакуировано 40 человек
    17 августа, около 23.35 на технологическом балконе в д. 13 по ул. Дружбы на 9 этаже произошло возгорание.
    Копейка
    Около Сергиева Посада девочка выстрелила себе в лицо из пистолета - Копейка
    Около Сергиева Посада девочка выстрелила себе в лицо из пистолета
    Семилетняя девочка получила огнестрельное ранение в голову из пистолета в Сергиево-Посадском районе Подмосковья, ее экстренно госпитализировали, сообщает в субботу РЕН ТВ.
    Копейка
    Празднования дня округа завершились в Рузе - Красное знамяФото: Сергей Савиных В пять часов вечера на площади начался концерт, в котором местные артисты, даря свое творчество, признавались в любви к малой родине.
    19.08.2017 Красное знамя
    Школа искусств в Шаховской - Правительство Московской областиИсточник: Министерство культуры Московской области Новое здание школы искусств открыли в поселке Шаховская в День города, заведение сможет принять 600 учащихся,
    19.08.2017 Правительство Московской области
    Художественную галерею откроют в новом бизнес-центре в Рузском округе - Рузский районВ бизнес-центре «Руза хутор», открытие которого состоялось в День Рузского округа на пешеходной улице Рузы, откроется выставочный зал, где художники округа смогут выставлять свои работы.
    19.08.2017 Рузский район
    Празднование дня округа завершилось в Рузе - Красное знамя
    Празднование дня округа завершилось в Рузе
    Фото: Сергей Савиных В пять часов вечера на площади начался концерт, в котором местные артисты, даря свое творчество, признавались в любви к малой родине.
    Красное знамя
    Городская афиша с 21 августа по 27 августа - Долгие Пруды
    Городская афиша с 21 августа по 27 августа
    Мероприятия в Долгопрудном с 21 по 27 августа «ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА» (ул.
    Долгие Пруды
    Новое здание школы искусств открыли в Шаховской - Шаховские вести
    Новое здание школы искусств открыли в Шаховской
    В шаховской открыли новое здание школы искусств Как стало известно журналистам газеты «Шаховские вести», теперь школа сможет принять 600 учащихся.
    Шаховские вести
    Спортивный праздник "VII Журналиада Подмосковья" прошел в Вялках - Люберецкая панорамаЛЮБЕРЦЫ. 19 августа. INLUBERTSY.RU - Люберецкие журналисты приняли участие в ежегодном спортивном празднике «Журналиада Подмосковья», седьмом по счету, сообщает Люберецкое информагентство со ссылкой на городской сайт ИнфоЛюберцы.
    19.08.2017 Люберецкая панорама
    Товарищеская встреча РК «Сокол» и РК «Драконы» состоялась в Ступине - Ступинская панорамаСегодня в городе Ступино состоялась зрелищная и очень полезная игра ступинской регбийной команды «Сокол» и опытной московской команды «Драконы».
    19.08.2017 Ступинская панорама
    Регбийные команды «Каскад» и «Союз» встретились в Ступино - Ступинская панорамаСборная команда юго-востока Московской области «Каскад» и сборная Калужской области встретились в рамках регбийного турнира Кубок генерала Болдина сегодня на ступинском стадионе «Темп».
    19.08.2017 Ступинская панорама
    День физкультурника в Егорьевске - Егорьевский Курьер
    День физкультурника в Егорьевске
    № 33 от 16 августа 2017 г. Этот праздник традиционно отмечается во вторую субботу августа Спортивные мероприятия прошли на территории стадиона «Мещера», а также на других городских площадках.
    Егорьевский Курьер
    В антитабачный футбол сыграли сотрудники полиции в Химках - Химские новости
    В антитабачный футбол сыграли сотрудники полиции в Химках
    В Химках прошел необычный матч, участие в котором приняли сотрудники УМВД России по городскому округу.
    Химские новости
    «Торнадо» играет со сборной Чехии и выигрывает - Дмитровский вестник
    «Торнадо» играет со сборной Чехии и выигрывает
    Подмосковное «Торнадо» провело тренировочный сбор в Чехии. В городе Пршибрам команда «Хоккейного центра Московской области» провела два товарищеских матча со сборной Чехии.
    Дмитровский вестник
    В Долгопрудном продолжаются антимусорные рейды - Администрация г.ДолгопрудныйВ Долгопрудном, как и в других муниципалитетах Подмосковья, продолжаются рейды по выявлению нарушителей, сбрасывающих мусор в неположенных местах.
    19.08.2017 Администрация г.Долгопрудный
    Празднования дня округа завершились в Рузе - Красное знамяФото: Сергей Савиных В пять часов вечера на площади начался концерт, в котором местные артисты, даря свое творчество, признавались в любви к малой родине.
    19.08.2017 Красное знамя
    Двоих  люберчан «застукали» за незаконным выбросом мусора - Люберецкая панорама ЛЮБЕРЦЫ. 19 августа. INLUBERTSY.RU - Двоих нарушителей чистоты в городском округе Люберцы  19 августа оштрафовали  в ходе антимусорного рейда «Чистое Подмосковье»,
    19.08.2017 Люберецкая панорама
    Минтранс МО ожидает увеличения количества ДТП в выходные - ТК КварцУвеличение количества отдыхающих может сильно повлиять и на аварийность. Минтранс призывает водителей и пешеходов быть предельно внимательными, говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
    18.08.2017 ТК Кварц
    Художественную галерею откроют в новом бизнес-центре в Рузском округе - Рузский районВ бизнес-центре «Руза хутор», открытие которого состоялось в День Рузского округа на пешеходной улице Рузы, откроется выставочный зал, где художники округа смогут выставлять свои работы.
    19.08.2017 Рузский район