Родителям на заметку: метод Монтессори

Фото: e-kurier.info

№ 45 от 8 ноября 2017 г.

На правах рекламы

Что же такое Монтессори и почему так много педагогов и родителей во всем мире обращаются к этой системе развития и воспитания детей в наше время? Давайте разбираться....

Мария Монтессори – известный итальянский педагог-гуманист (1870-1952), посвятивший всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. В настоящее время по системе Монтессори работают во всем мире. Основным отличием метода Монтессори от традиционных учреждений дошкольного образования является отношение к ребенку как к уникальной, свободной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.
Мария Монтессори – удивительная женщина. Она была ученым, философом и первой женщиной-врачом в Италии, к тому же получившей ученую степень доктора наук, что было неслыханно в то время для представительницы прекрасного пола.
Система Монтессори строилась не один день. Мария дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже, который некоторое время лично возглавлял Монтессори – общество Женевы, переписывалась с дочерью Зигмунда – детским психологом Анной Фрейд. На примерах из собственной педагогической практики Мария Монтессори доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. А это – особый труд. Ведь малыш попадает в наш мир и ВИДИТ его чуждым и неприспособ­ленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами.
До Марии Монтессори никто всерьез не задумывался о том, что малышу неудобно жить в мире, где все сделано для взрослых и где он чувствует себя как Гулливер, попавший в страну великанов. Такой взрослый мир кажется ребенку хаосом, где все зависит от воли великана-взрослого. Так, стакан, разбитый ребенком, может вызвать у взрослого гнев и послужить для ребенка знаком, что он не имеет права на ошибку.
Мария Монтессори со страниц своих трудов пыталась донести до всех, что дети – не куклы в руках родителей и педагогов, что у них есть свои интересы и потребности, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Она сделала вывод, который актуален и по сей день: «Чтобы воспитывать ребенка, – надо его знать, чтобы его знать, – надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, – надо дать ему свободу». И действительно, наблюдать за ребенком, насильно усаженным за парту, бессмысленно – что-либо, кроме быстрой потери интереса ко всему происходящему, вы вряд ли увидите. Но когда ребенок занят важной и интересной для него деятельностью, можно без труда заметить, как проявляется его личность. Наблюдение за многими детьми (но не за детским коллективом) позволяет вывести закономерности в развитии детей. Так постепенно в ходе экспериментов с дидактическим материалом и наблюдений за детьми и сформировалось то, что сегодня принято называть методом Монтессори. Коротко Мария Монтессори назовет его «помощью жизни». В этом смысле ее метод не имеет никакого отношения к многочисленным технологиям раннего развития, потому что развитие имеет свои законы, которые нельзя нарушать, и свой темп, который опасно форсировать. Другое дело, что темп у каждого ребенка свой, и задача педагога состоит в том, чтобы устранить препятствия на пути естественного развития малыша.
Система Монтессори предлагает свой целостный и логичный путь воспитания, который коротко можно передать одной емкой фразой: «Свободная работа ребенка в специально подготовленной среде».
Идея развивающей среды у Монтессори кажется простой и естественной. В ней должен быть упорядочен окружающий ребенка мир взрослой жизни и созданы безопасные условия для развития. Монтессори предполагала, что с взрослением ребенка и изменением главных задач должно изменяться и его подготовленное окружение. Первой средой, отвечающей всем потребностям развития еще не рожденного малыша, становится его мать, потом эти функции перекладываются на дом. С трех лет, когда, как считает Мария Монтессори, может быть начато осознанное обучение, ребенок нуждается в профессионально организованной развивающей среде, где педагог – и организатор среды, и ее неотъемлемая часть. А в среде продумано все и нет мелочей. В этой среде на специальных полках светлых тонов, подобранных так, чтобы детям было удобно, открытых для всех детей группы, в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Весь материал расположен в логической последовательности и разделен на зоны, каждая из которых имеет свое предназначение:

  • Развитие крупной моторики – координация движений, развитие вестибулярного аппарата, чувства равновесия.
  • Зона практической жизни – материалы на развитие мелкой моторики, подготовку руки к письму, умение заботиться о себе и окружающем мире.
  • Зона Сенсорики – материалы на изучение цвета, формы и размера, на тактильное и другие чувства восприятия, подготовка к изучению математики.
  • Зона Математики – от введения первого десятка символов и количества до математических действий с четырехзначными числами.
  • Зона Русского языка – расширение словарного запаса (активного и пассивного), формирование фонематического слуха, изучение букв, обучение чтению и письму.
  • Зона Творчества – развитие эстетического чувства, мелкой моторики, расширение словаря ребенка, подготовка руки к письму, изучение методик и способов творческой деятельности.
  • Зона Космического воспитания (знания об окружающем мире) – основы ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
  • Развитие ребенка по методу Монтессори дает основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной. Воспитанники детских центров, пропагандирующих методику Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.

    Основной девиз метода звучит так: «Помоги мне сделать это самому!»

    Задачей взрослого является помочь ребенку открыть и изучить наш мир.

    Материал подготовили Монтессори-педагоги сети детских развивающих
    Монтессори-центров «Созвездие» Ольга Шеварёва и Евгения Куликова

     
    По теме
    Совещание - Правительство Московской области Источник: РИАМО, Анастасия Осипова Региональный научно-практический семинар для педагогов, посвященный современным технологиям обучения и воспитания, пройдет в Пущине 8 ноября,
    08.11.2017
     
    Источник: Главное управление «Государственная жилищная инспекция Московской области» Двое участников долевого строительства ЖК «Акуловская слобода» в Клину получили денежные компенсации,
    19.10.2018
    Госдума приняла в первом чтении законопроект «ЕР», отменяющий необходимость подтверждать оплату взносов на капремонт - Красногорские вести Законопроект, согласно которому уполномоченный орган государственной власти не вправе требовать от граждан документы, подтверждающие оплату ежемесячного взноса на капремонт, упростит использование механизмов адресной помощи.
    19.10.2018
    В Истре стартовал семинар по принципам эффективного управления - Истринские ВСети Двухдневный семинар по современным принципам эффективного управления для членов правительства региона, областных депутатов и глав муниципалитетов стартовал в Истре в пятницу Об этом говорится в сообщении РИАМО.
    19.10.2018
     
    Соискатели премии Губернатора Московской области «Лучший по профессии» лично презентовали свою деятельность - Администрация г.Подольск В Доме правительства Московской области 18 октября состоялся финал конкурса на соискание премии Губернатора Московской области «Лучший по профессии» среди штатных работников учреждений в сфере работы с детьми и молодежью
    19.10.2018
    В Кузнечиках автомобиль сбил 15-летнюю девочку - SMINEWS в Подольске Фото с места ДТП Сегодня, 18 октября 2018 года произошло дорожно-транспортное происшествие в результате которого снова пострадавшим оказался несовершеннолетний пешеход.
    19.10.2018 SMINEWS в Подольске
    Сотрудники ОМВД по Рузскому округу и УФСБ задержали 52-летнего жителя поселка Дорохово, подозреваемого в незаконном хранении оружия и боеприпасов.
    18.10.2018 Красное знамя
    За период, с 5 по 12 октября текущего года сотрудниками отдела ГИБДД УМВД России по Сергиево-Посадскому району зарегистрировано 58 ДТП с материальным ущербом, а также четыре происшествия, в которых пострадали люди.
    17.10.2018 Копейка
    Мировой судья судебного участка № 334 Щёлковского судебного района вынес приговор в отношении ранее несудимого гражданина Ш., виновного в покушении на тайное хищение чужого имущества.
    19.10.2018 Газета Время
    Проект «Великие имена России» - Общественная палата МО В Общественной палате городского округа Фрязино проведен «круглый стол» с участием представителей общественных организаций и научной общественности, совета ветеранов, лидеров общественного мнения,
    18.10.2018 Общественная палата МО
    В Подольске зажгли XVII Цветаевский костёр - Подольский рабочий Подольское ИА, борис Чубатюк Крупнее Марины Цветаевой в XX столетии нет поэта… Наверное, не все согласятся с авторитетным мнением Иосифа Бродского, в искусстве вообще не бывает абсолютных истин.
    19.10.2018 Подольский рабочий
    Вышел в свет третий номер журнала «Руза заповедная» - Рузский район Вышел в свет третий номер журнала «Руза заповедная». Издание рассказывает об известном писателе и журналисте Владимире Гиляровском и о тех местах, где он писал свою знаменитую книгу «Москва и москвичи».
    18.10.2018 Рузский район
    В нынешнем году академической хоровой капелле «Комсомолия» исполняется 60 лет, к юбилею коллектив шел долгие годы, через многие перипетии, но, несмотря ни на что выстоял,
    18.10.2018 Орехово-Зуевская правда
    Механизм реализации данного культурного проекта уже запущен. Сейчас землю под сгоревшим в 2002 году музеем писателя Владимира Гиляровского оформляют в муниципальную собственность.
    19.10.2018 Красное знамя
    Профилактическое мероприятие «Осенние каникулы» пройдет Подмосковье с 22 октября по 11 ноября - Орехово-Зуевская правда В целях сокращения количества ДТП с участием детей и снижения тяжести их последствий в период с 22 октября по 11 ноября на территории Московской области пройдет информационно-профилактическое мероприятие «Осенние каникулы»,
    19.10.2018 Орехово-Зуевская правда
    Двенадцать призывников из Луховиц отправилась на срочную службу - Луховицкие вести Двенадцать луховичан в минувшую среду из местного военкомата отправились в город Железнодорожный, где находится сборный пункт и происходит распределение новобранцев по воинским частям.
    18.10.2018 Луховицкие вести
    Арзамас, Сарапул, Тамбов, Кимры, Талдом, Москва и, конечно же, Дубна… География комбинированного легкоатлетического пробега, в этом году посвящённого 67-­летию  АО «ГосМКБ «Радуга» им.
    18.10.2018 Газета Встреча
    Источник: Главное управление «Государственная жилищная инспекция Московской области» Двое участников долевого строительства ЖК «Акуловская слобода» в Клину получили денежные компенсации,
    19.10.2018 Правительство Московской области
    Московское областное УФАС России рассмотрело жалобу ООО «Домус» на действия МКУ «ЕСЗ ГО Красногорск» и МКУ «Красногорский центр торгов» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территор
    19.10.2018 Газета Родник
    По информации региональных диспетчерских служб лесного хозяйства, за прошедшие сутки 18.10.2018 в России лесопожарными силами и привеченными лицами ликвидировано 4 лесных пожара на площади 28 га.
    19.10.2018 Авиалесоохрана