Родителям на заметку: метод Монтессори

Родителям на заметку: метод Монтессори
Родителям на заметку: метод Монтессори
Родителям на заметку: метод Монтессори
Фото: e-kurier.info

№ 45 от 8 ноября 2017 г.

На правах рекламы

Что же такое Монтессори и почему так много педагогов и родителей во всем мире обращаются к этой системе развития и воспитания детей в наше время? Давайте разбираться....

Мария Монтессори – известный итальянский педагог-гуманист (1870-1952), посвятивший всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. В настоящее время по системе Монтессори работают во всем мире. Основным отличием метода Монтессори от традиционных учреждений дошкольного образования является отношение к ребенку как к уникальной, свободной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.
Мария Монтессори – удивительная женщина. Она была ученым, философом и первой женщиной-врачом в Италии, к тому же получившей ученую степень доктора наук, что было неслыханно в то время для представительницы прекрасного пола.
Система Монтессори строилась не один день. Мария дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже, который некоторое время лично возглавлял Монтессори – общество Женевы, переписывалась с дочерью Зигмунда – детским психологом Анной Фрейд. На примерах из собственной педагогической практики Мария Монтессори доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. А это – особый труд. Ведь малыш попадает в наш мир и ВИДИТ его чуждым и неприспособ­ленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами.
До Марии Монтессори никто всерьез не задумывался о том, что малышу неудобно жить в мире, где все сделано для взрослых и где он чувствует себя как Гулливер, попавший в страну великанов. Такой взрослый мир кажется ребенку хаосом, где все зависит от воли великана-взрослого. Так, стакан, разбитый ребенком, может вызвать у взрослого гнев и послужить для ребенка знаком, что он не имеет права на ошибку.
Мария Монтессори со страниц своих трудов пыталась донести до всех, что дети – не куклы в руках родителей и педагогов, что у них есть свои интересы и потребности, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Она сделала вывод, который актуален и по сей день: «Чтобы воспитывать ребенка, – надо его знать, чтобы его знать, – надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, – надо дать ему свободу». И действительно, наблюдать за ребенком, насильно усаженным за парту, бессмысленно – что-либо, кроме быстрой потери интереса ко всему происходящему, вы вряд ли увидите. Но когда ребенок занят важной и интересной для него деятельностью, можно без труда заметить, как проявляется его личность. Наблюдение за многими детьми (но не за детским коллективом) позволяет вывести закономерности в развитии детей. Так постепенно в ходе экспериментов с дидактическим материалом и наблюдений за детьми и сформировалось то, что сегодня принято называть методом Монтессори. Коротко Мария Монтессори назовет его «помощью жизни». В этом смысле ее метод не имеет никакого отношения к многочисленным технологиям раннего развития, потому что развитие имеет свои законы, которые нельзя нарушать, и свой темп, который опасно форсировать. Другое дело, что темп у каждого ребенка свой, и задача педагога состоит в том, чтобы устранить препятствия на пути естественного развития малыша.


Система Монтессори предлагает свой целостный и логичный путь воспитания, который коротко можно передать одной емкой фразой: «Свободная работа ребенка в специально подготовленной среде».
Идея развивающей среды у Монтессори кажется простой и естественной. В ней должен быть упорядочен окружающий ребенка мир взрослой жизни и созданы безопасные условия для развития. Монтессори предполагала, что с взрослением ребенка и изменением главных задач должно изменяться и его подготовленное окружение. Первой средой, отвечающей всем потребностям развития еще не рожденного малыша, становится его мать, потом эти функции перекладываются на дом. С трех лет, когда, как считает Мария Монтессори, может быть начато осознанное обучение, ребенок нуждается в профессионально организованной развивающей среде, где педагог – и организатор среды, и ее неотъемлемая часть. А в среде продумано все и нет мелочей. В этой среде на специальных полках светлых тонов, подобранных так, чтобы детям было удобно, открытых для всех детей группы, в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Весь материал расположен в логической последовательности и разделен на зоны, каждая из которых имеет свое предназначение:

  • Развитие крупной моторики – координация движений, развитие вестибулярного аппарата, чувства равновесия.
  • Зона практической жизни – материалы на развитие мелкой моторики, подготовку руки к письму, умение заботиться о себе и окружающем мире.
  • Зона Сенсорики – материалы на изучение цвета, формы и размера, на тактильное и другие чувства восприятия, подготовка к изучению математики.
  • Зона Математики – от введения первого десятка символов и количества до математических действий с четырехзначными числами.
  • Зона Русского языка – расширение словарного запаса (активного и пассивного), формирование фонематического слуха, изучение букв, обучение чтению и письму.
  • Зона Творчества – развитие эстетического чувства, мелкой моторики, расширение словаря ребенка, подготовка руки к письму, изучение методик и способов творческой деятельности.
  • Зона Космического воспитания (знания об окружающем мире) – основы ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
  • Развитие ребенка по методу Монтессори дает основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной. Воспитанники детских центров, пропагандирующих методику Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.

    Основной девиз метода звучит так: «Помоги мне сделать это самому!»

    Задачей взрослого является помочь ребенку открыть и изучить наш мир.

    Материал подготовили Монтессори-педагоги сети детских развивающих
    Монтессори-центров «Созвездие» Ольга Шеварёва и Евгения Куликова

     
    По теме
    Перед выходными в пунктах продажи велосипедов и современных средств передвижения сотрудники Волоколамской Госавтоинспекции совместно с волонтерами молодежных формирований провели акцию «Безопасная мобильность».
    «Житель г. Зарайска осужден за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения» Зарайский городской суд вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении В. Он осужден за совершение преступления,
    Город Зарайск
    Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
    Газета Встреча
    В Московскую областную детскую клиническую травматолого-ортопедическую больницу (МОДКТОБ) бригадой скорой помощи был доставлен 5-летний мальчик с сильными болями в области бедра.
    MosRegToday.Ru
    В Долгопрудном прошла коллегия по вопросам парковочного пространства - Единая Россия Долгопрудный Секретарь местного отделения партии «Единая Россия», глава г.о. Долгопрудный Владислав Юдин провел коллегию, темой которой стала острая для городского округа проблема - брошенные машины во дворах.
    Единая Россия Долгопрудный
    ПЕВЕЦ МАЛОЙ РОДИНЫ - Газета Видновские Вести Любители поэзии хорошо знают, что певец природы Подмосковья Евгений Зубов, которого часто называют Есениным Видновского края, родился 26 марта 1942 года, жил в дер.
    Газета Видновские Вести