№ 38 от 20 сентября 2017 г.
Очередная подборка автомобильных новостей и изменений
Увлекшись обсуждением интересного, но, в общем-то, мало что меняющего вопроса, как изменится в скором будущем формат автомобильных номеров, 56 миллионов российских автолюбителей не заметили, что в ближайшей перспективе законодатели готовят кое-что посерьезнее. Впрочем, обо всем по порядку.
Номеров не хватает
В начале сентября ряд СМИ распространил интересную новость – количество автомобилей в некоторых регионах достигло такого количества (а говорят, плохо живем), что номерных знаков для них не хватает. Точнее, не хватает комбинаций уникальных комбинаций трех букв и трех цифр. Московская область тоже оказалась в числе проблемных регионов. Действительно, многие наверняка замечали, что даже на улицах нашего крохотного – по меркам всей России – города уже не редкость автомобили с совершенно одинаковыми номерами, различающиеся буквально парой букв.
Да и числовые коды регионов после того, как стало разрешено продавать-покупать автомобили, не меняя номеров, по сути утратили смысл. Теперь, видя на улице Егорьевска автомобиль с регионом «777», никто не сможет точно сказать – это гость из столицы или местный житель, купивший подержанное авто в Москве.
Словом, по сообщению на официальном сайте Росстандарта, в ведомстве уже приступили к разработке нового ГОСТа для автомобильных номеров. Ранее появлялась информация, что они будут с зашитыми внутрь чипами (чтобы облегчить «работу» камер видеофиксации), но в Росстандарте ее не подтвердили.
Достоверно известно только, что появятся отдельные форматы номеров для спортивных, классических, американских и японских автомобилей, а размеры табличек с номерами для мотоциклов станут меньше. Окончательную версию нового стандарта планируется подготовить к маю 2018 года, а утвердить – в октябре, то есть через год.
Впрочем, очередная эпопея со сменой госномеров для рядового автомобилиста обернется в худшем случае бюрократией и вряд ли затронет его кошелек (если, конечно, не вспоминать, что любые государственные инициативы оплачиваются из бюджета, который состоит из наших налогов). Чего не скажешь о еще одной инициативе, касающейся всех и каждого.
План по штрафам
В начале осени МВД России выступило с крайне необычным для нашего времени предложением – не вносить в статьи доходов предполагаемую прибыль от штрафов за нарушения ПДД.
Сейчас деньги от штрафов попадают в региональные бюджеты и играют там весьма заметную роль. Из-за этого складывается парадоксальная ситуация – МВД, призванное, казалось бы, следить за порядком на дорогах, то есть делать так, чтобы правила дорожного движения вообще никто никогда не нарушал, на деле вынуждено выполнять определенные «нормативы» по сбору штрафов. По сути, это пресловутая палочная система, с которой МВД активно борется, только под другим названием.
Поэтому министерство и предложило исключить из планирования региональных бюджетов такую доходную статью, как наказания за административные правонарушения. Тем более, это понятие довольно широкое. Предупреждение, лишение прав, административный арест, общественные работы – все это тоже наказания, но денег за них не соберешь. Более того, для многих видов нарушений предусмотрена возможность оплатить половину штрафа, а обратившись в суд, человек имеет право обжаловать постановление или попросить рассрочку при оплате крупной суммы, если находится в сложной жизненной ситуации. То есть прогнозировать собираемость штрафов в таких условиях крайне сложно, так что инспекторам порой даже приходится «перевыполнять план» по нарушителям, так как далеко не все из них и не сразу побегут пополнять бюджет.
Есть проблема и посерьезнее. Давно доказано, что если на дорогах наведен порядок, разметка в целости и сохранности, знаки установлены по ГОСТу, они логичны и обоснованны, то количество нарушений снижается само собой. Это говорит о хорошей работе дорожных служб и ГИБДД. Но заинтересованным в пополнении бюджета властям это невыгодно, поэтому и появляются на наших дорогах так называемые «ловушки» - противоречащие друг другу знаки и разметка, абсолютно нелогичные ограничения вроде «40 км/ч» на загородной прямой дороге, камеры не там, где повышенная аварийность, а где больше шансов поймать нарушителя, и т.д.
Чтобы избежать палочной системы, не обременять сотрудников излишней, зачастую бессмысленной работой, МВД предлагает отменить этот прогноз в расчете региональных бюджетов. Власти на местах, как пишет «Российская газета», естественно выступают против. Тем не менее, поправки к постановлению правительства №574, которое утверждает методику прогнозирования поступления доходов в бюджеты, уже разрабатываются.
Эксперименты продолжаются
Эксперимент по использованию уменьшенных дорожных знаков, который проводился в Москве и еще нескольких городах России, признан удачным. Поэтому на правительственной комиссии по безопасности дорожного движения было принято решение распространить этот опыт по всей стране. Обещают, что замена знаков начнется уже в конце этого года.
Речь идет про знаки, связанные с остановкой, стоянкой и парковкой. Обычно их больше всего в любом городе, из-за этого уменьшается обзор, создается так называемый «визуальный хлам» – когда на улицах чересчур много всевозможных знаков, табличек, объявлений и т.д. Сейчас стандартный размер знаков составляет 70х70 см, а с 2015 года в городах-экспериментаторах стали устанавливать знаки размером 50х50. В ходе эксперимента выяснилось, что воспринимаются уменьшенные знаки ничуть не хуже, а видимость при этом улучшается.
Тем временем в самой Москве начинается еще один эксперимент по сокращению количества дорожной информации. Так, в некоторых районах в центре уже установлены знаки «Зона регулируемой стоянки». Если все пройдет успешно, вместо десятков однотипных знаков «стоянка запрещена», «парковка», «платная парковка» и т.д., которые сейчас приходится дублировать буквально у каждого выезда из двора, в каждом переулке и закоулке, будет всего два знака: въезд в зону регулируемой парковки и выезд из нее, по аналогии с уже существующими знаками «Жилая зона».
Возвращение техосмотра
Помните, под каким соусом шесть лет назад отменили техосмотр по «классической» схеме на СТО? Дескать, все равно техосмотр мало кто проходит по-честному, все его покупают, по дорогам ездят автомобили, чье техническое состояние угрожает безопасности. Поэтому надо отдать техосмотр страховщикам, которые лично, собственным рублем заинтересованы в том, чтобы неисправные машины на дорогу не выезжали – им же потом платить пострадавшим.
Что получилось в итоге, все знают. Если раньше для получения талона техосмотра, пусть даже «за деньги», нужно было хотя бы «для вида» пригнать машину на станцию техосмотра, а значит, был шанс, что совсем уж убитый «автохлам» на дорогу не пустят, то сегодня автостраховщики выдают диагностические карты, даже не видя автомобиля. Совершенно не смущаясь, как будто так и надо.
Так что разговоры о том, что нужно опять что-то менять, шли давно. А тут еще ГИБДД в конце лета обнародовало интересный прогноз, согласно которому после 2018 года в России вырастет число погибших в ДТП. Среди основных причин – старение автопарка и «отсутствие действенного контроля за техническим состоянием автомобилей». То есть того самого техосмотра.
Законопроект, существенно меняющий всю систему, уже разработан в Минэкономразвития, и в нем очень много нового:
Саму процедуру прохождения техосмотра на СТО будут фиксировать на фото- видеокамеру (как сейчас процесс сдачи экзамена на права)
Данные о прохождение техосмотра будут вноситься в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра. В принципе, это и сейчас должно делаться, но многие станции этим пренебрегают, а страховщики закрывают глаза, потому что им нужно продать полис. В новой системе следить за тем, внесли его автомобиль в электронную базу, или нет, будет заинтересован прежде всего сам автомобилист. И вот почему:
Камеры фото- видеорегистрации на дорогах будут выявлять автомобили, которые ездят без техосмотра. То есть тех, кого нет в базе данных ЕАИС ТО. Штраф для водителя в этом случае составит 800 руб. Работнику СТО за внесение в базу данных ложных сведений при этом грозит штраф до 80 тыс. рублей, а организации, выдавшей поддельную диагностическую карту, до 500 тысяч.
Контроль за операторами техосмотра переходит к Ространснадзору. Как «незаинтересованная сторона» он будет следить за тем, чтобы автомобилисты именно проходили техосмотр, а не покупали диагностические карты, тогда как страховщикам это попросту не интересно? Когда одна и та же структура и диагностические карты сама выдает, и страховку по ним сама выписывает, и саже потом компенсации начисляет, в объективности она явно не заинтересована.
Материал подготовила Елена ЛЕЛИКОВА