Новости города БезФормата.Ru
Егорьевск
Главные новости
 
RSS   О проекте   Задать вопрос

ЗА КАДРОМ: по случаю праздника Егорьевское телевидение раскрыло часть своих секретов

ЗА КАДРОМ: по случаю праздника Егорьевское телевидение раскрыло часть своих секретов - Егорьевский Курьер
ЗА КАДРОМ: по случаю праздника Егорьевское телевидение раскрыло часть своих секретов - Егорьевский Курьер
ЗА КАДРОМ: по случаю праздника Егорьевское телевидение раскрыло часть своих секретов - Егорьевский Курьер
ЗА КАДРОМ: по случаю праздника Егорьевское телевидение раскрыло часть своих секретов - Егорьевский Курьер
ЗА КАДРОМ: по случаю праздника Егорьевское телевидение раскрыло часть своих секретов - Егорьевский Курьер
ЗА КАДРОМ: по случаю праздника Егорьевское телевидение раскрыло часть своих секретов - Егорьевский Курьер
Фото: e-kurier.info

№47 от 21 ноября 2012 года

Признаюсь честно: я, корреспондент печатного СМИ, телевизионщикам всегда втайне завидовала. Приехали, сняли – видеоряд всегда красноречивее любых слов, и выдумывать ничего не надо, начитали коротенький закадровый текст – и свободны. Никаких тебе бессонных ночей и слезящихся от компьютера глаз. Так было ровно до тех пор, пока накануне Всемирного дня телевидения и дня рождения телекомпании «Егорьевск ТВ» я не побывала в редакции Егорьевского телевидения и собственными глазами не увидела того, что обычно остается за кадром.

ФАБРИКА ЗВЕЗД

Если театр начинается с вешалки, то телевидение – с режиссера. Акильева Елена – режиссер, редактор, а иногда и диктор в одном лице. Можно было бы написать, что на Егорьевском телевидении она с первого дня, но это будет неправдой. На самом деле работать Елена начала еще задолго до официальной даты его основания: лицензию получили 15 ноября 2000 г., но почти год до этого она и несколько единомышленников-энтузиастов пытались что-то делать на дому – учились, осваивали компьютерные программы и технику, набивали шишки…

Помимо основных обязанностей, Елена Акильева была вынуждена взять на себя еще и функции наставника для молодых кадров. За эти годы воспитала не один десяток профессионалов, которые разлетелись по центральным телестудиям или ушли на вольные хлеба:

  - Люди приходят к нам практически с улицы, без образования, без опыта работы. Я показываю, рассказываю, учу, вкладываю силы и время, отдаю частичку души, а в итоге – едва-едва у человека начинает что-то получаться, он тут же начинает смотреть в сторону Москвы. В результате он уходит, а мы вновь остаемся с вакантным местом… Разумеется, это очень обидно. А впрочем, давайте не будем с утра о проблемах…

Действительно, утро на телевидении – не время для рефлексии. Ежедневный формат вынуждает постоянно держаться в тонусе: расслабляться некогда. Война, цунами, ураган – не важно, ровно в 20.00 новостная программа «Егорьевск сегодня» должна выйти в эфир.

ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ НОВОСТЬЮ И ПИРОЖКОМ

Работа над вечерним выпуском новостей начинается с планерки. То есть так должно быть в теории. На самом же деле коллектив маленький, работают все давно, поэтому все сотрудники «ЕТВ» и без напоминаний знают, что в данный момент важнее всего:

- Поэтому обычно я просто обхожу всех с утра и выясняю, кто чем сегодня занимается и что планирует сегодня закончить, - объясняет Елена Акильева. - Как правило, каждый корреспондент работает над несколькими проектами: есть темы «долгоиграющие», которые делаются в течение нескольких дней – нужно отснять множество разных мест, разных людей и т.д. Есть такие, которые делаются в один присест и привязаны к какому-то конкретному событию или дате. Плюс каждый день нам приходит внушительное количество всяческих приглашений, пресс-релизов, писем от зрителей, и нужно выбрать из них наиболее важные, потому что тем и мероприятий много, а съемочных групп в лучшем случае две.

Часам к 11 утра начинает вырисовываться картинка: какие сюжеты, в каком количестве и на какие темы будут готовы к концу дня. Можно планировать вечерний выпуск. Но и тут есть целый ряд нюансов. То, что сюжет готов, еще не значит, что он обязательно выйдет в эфир. Причин тому – масса. Например, в день моей импровизированной экскурсии на «ЕТВ» получилось следующее. Корреспондент Виктория Арнаут со съемочной группой собиралась на открытие Завода строительных материалов, и с самого начала было понятно: на сколько ни затянулось бы мероприятие, сюжет о нем должен быть показан либо сегодня, либо никогда. Потому что завтра в эфир выйдет передача «Деловой Егорьевск» с подробным рассказом о том же заводе, и если после этого его еще и в новостной программе покажут, получится масло масляное. А откладывать на послезавтра тем более нельзя, потому что новости, как и пирожки, подавать нужно горячими.

Елена КРЫНИНА, корреспондент:

- Со стороны кажется, что все люди только и мечтают «попасть в телевизор». На самом деле многие нас боятся, как огня. Это в газете можно позвонить по телефону и после написать «по словам Ивана Ивановича…» А нам нужна картинка, и тут возникает целая куча проблем: кто-то считает, что сегодня плохо выглядит, на кого-то камера действует, как гипноз – человек начинает заикаться, краснеть и бледнеть, но чаще всего люди попросту избегают встречи, потому что понимают: мы не только хвалебные оды поем, но и пытаемся решить острые проблемы, разобраться в спорных вопросах, а значит, будем задавать «неудобные» вопросы. Приходится звонить, уговаривать, уламывать, рассыпаться в комплиментах, даже на хитрости порой идти…

Еще одна большая проблема маленького городка – рутина. Событий-то вокруг много, но большинство из них, может быть, очень важные, но не очень зрелищные. Всевозможные заседания, отчеты, совещания и пр. Рассказывать о них нужно, но как? Если на протяжении пяти минут в кадре будет только «говорящая голова» - стоящий за трибуной человек, монотонным голосом перечисляющий какие-то цифры, среднестатистический зритель переключится на другой канал, не досмотрев и до середины.

Виктория АРНАУТ, корреспондент:

  - Универсального рецепта «как сделать интересный сюжет» нет. Есть, конечно, какие-то классические приемы, но на то они и классические, что про них все знают, все пользуются, и в результате они быстро приедаются. Вот потому журналистику и называют творческой профессией, что каждый раз приходится что-то выдумывать. Допустим, идет какое-то скучное, долгое совещание на тему дорог – все сидят за столом и что-то обсуждают. Тема очень актуальная, но в таком формате никто этот сюжет смотреть не будет. Но можно взять это совещание только в качестве отправной точки – дать картинку и озвучить несколько наиболее значимых фактов, а дальше снимать уже сами дороги, комментарии чиновников, разговаривать с людьми на улицах. В итоге получим динамичный и в то же время злободневный сюжет.

СЕКРЕТ ПЕРВЫЙ: Избегать самых простых решений

Корреспондент Виктория АРНАУТ  и оператор Антон НЕТРЕБА.

Съемки репортажа с открытия ЕЗСМ

СЕКРЕТ ВТОРОЙ: Не искать легких путей

В полдень в редакции «ЕТВ» практически пусто. Корреспонденты и операторы разъехались на съемки, зато есть время поговорить с монтажерами. Сейчас в их комнате с грозной надписью «Посторонним вход категорически запрещен» относительно спокойно: ребята работают над «долгоиграющими» проектами. Монтируя документальные фильмы и авторские программы, можно позволить себе роскошь поработать «с чувством, с толком, с расстановкой». После обеда, когда начнется монтаж вечернего выпуска новостей, работать придется с предельной скоростью, но желательно все с тем же чувством.

- Нас часто называют техническим персоналом, но на самом деле от монтажа зависит очень и очень многое, - объясняет самый опытный монтажер «ЕТВ» Денис Титов. Попутно он демонстрирует мне один и тот же отрывок, но в цветном и черно-белом вариантах: молодой человек на инвалидной коляске едет по мосту в Воскресенске. Впечатление действительно меняется на прямо противоположное: в первом случае он – победитель, преодолевший и себя, и трудности жизни, во втором кажется, что он едет топиться.

Денис ТИТОВ, монтажёр:

– Я корреспондентам всегда говорю: ребята, я ваш первый зритель. Это вы там были, все видели и все понимаете. А я смотрю материал первый раз, поэтому понимаю, какое впечатление получат зрители. Недавно Вика Куликова попросила вставить в сюжет красивый общий план. Я вижу, что он действительно красивый – небо, осень и все такое, но что именно происходит в кадре, мне, стороннему наблюдателю, совершенно непонятно. И таких примеров много можно приводить. Да, в монтаже существуют классические общепринятые правила – крупный план нельзя ставить после общего и так далее, но лично у меня правило одно: нет никаких правил! Можно делать все то, что делает сюжет интересным и помогает донести до зрителя главную мысль.

СЕКРЕТ третий: Зацепить так, чтобы никто не убежал

Казалось бы, пока съемочные группы не вернулись в редакцию, начать делать вечерний выпуск невозможно. Оказывается, это одно из глубочайших заблуждений. Одна из первых и чуть ли не самых главных задач корреспондента – едва приехав на мероприятие, желательно еще до начала официальной части отзвониться редактору и надиктовать «подводку». Так на профессиональном сленге телевизионщиков называют слова диктора, которые предшествуют самому сюжету. Мне со своим опытом работы в печатном издании крайне сложно представить, насколько важны эти два-три коротеньких предложения.

Елена АКИЛЬЕВА, редактор и режиссер:

- Если мероприятие проходит после обеда, я прошу корреспондента с утра позвонить организаторам и хотя бы приблизительно выяснить суть, чтобы написать подводку заранее. Потому что если часов до четырех вечера у меня не будет подводки, сюжет, каким бы гениальным и суперинтересным он ни был, в эфир не пойдет. Дело в том, что выпуск новостей нужно «надикторить» - записать слова диктора, порезать их на кусочки и смонтировать каркас будущей передачи: приветствие, подводка к первой новости, пустое место для сюжета, подводка второго сообщения и так далее. Это довольно кропотливый труд, и откладывать его на последний момент нельзя. Новости выходят в восемь вечера, поэтому в шесть записывать диктора уже поздно.

А теперь вспомните, сколько раз вы, занимаясь вечером привычной «бытовухой», вдруг улавливали краем уха слова диктора и прямо так, с недомытой тарелкой в руках, бежали к телевизору и, не моргая, смотрели сюжет про какую-нибудь выставку экзотических тушканов в деревне Усть-Кирдык, которая к вашей системе жизненных ценностей не имеет совершенно никакого отношения? Вот именно для этого и нужна хорошая подводка – зацепить внимание потенциального зрителя, тогда как задача самого сюжета – это внимание удержать. Если ничего не зацепилось, то и держать будет нечего. Сколько человек будут смотреть сюжет, анонсированный как «стартовал очередной этап пенсионной реформы»? Нисколько, потому что реформы давно надоели, и в них мало кто верит. А сколько, если в подводке заявить, что «в России могут повысить пенсионный возраст?» Да все! И пусть на деле окажется, что это один неумный человек предложил этот возраст повысить, а девять умных его давным-давно переубедили, так что вопрос закрыт (если что - ситуация чисто гипотетическая, выдуманная автором текста и исключительно в качестве примера).

Но подводка должна быть не только яркой и интересной. Есть еще целый ряд нюансов. Во-первых, она должны быть предельно простой. Это в газете можно себе позволить предложения, подобные этому, - длинные, сложносочиненные, с деепричастными оборотами, изобилующие знаками препинания (то есть интонационными ударениями) и с несколькими смысловыми центрами. На ТВ это недопустимо, поскольку такие фразы совершенно не воспринимаются на слух. Во-вторых, в предложениях не должно быть труднопроизносимых звуковых сочетаний. А сочетать лаконичность, простоту и выразительность на самом деле очень сложно.

Уже написанную корреспондентом и откорректированную редактором подводку каждый диктор переделывает под себя. Репетирует, выясняет ударения и произношение сложных слов. Главред Елена Акильева в этом вопросе крайне щепетильна: очень редко, но бывало и такое, что из-за одного слова с неправильным ударением с эфира снимали целый сюжет. В маленьком городе, где все всех знают и всё у всех на виду, держать планку нужно особенно высоко.

СЕКРЕТ четвертый: Кукушка кукушонку купила капюшон

Чаще всего ведущей выпуска новостей (так официально называют диктора) выступает Елена Крынина. Но иногда за дикторский столик садится и сама Елена Акильева:

  - Лена в первую очередь корреспондент, именно в таком качестве она изначально пришла к нам, поэтому, если в выпуске есть ее сюжет, диктором работаю я .

Елена Крынина действительно пришла на «ЕТВ» в качестве корреспондента, поэтому дикторство далось ей не сразу. Как героине Муравьевой из «Карнавала», приходится по вечерам перед зеркалом проговаривать скороговорки, ставить интонацию и речь. А недавно пришлось даже имидж радикально сменить: сделать короткую стрижку, потому что длинные волосы в кадре «не смотрелись».

Елена КРЫНИНА, корреспондент и ведущая программ:

- Это только кажется, что в работе диктора все просто – наговорил текст и иди домой. Но мне, например, это очень тяжело дается. Я эмоциональный человек и в кадре обычно активно жестикулирую, много двигаюсь, размахиваю руками, а тут это недопустимо. Но и в безучастную статую, у которой только губы шевелятся, превращаться тоже нельзя.

Телезрители обо всех этих сложностях, разумеется, знать не должны. Как не должны они знать и о том, что у симпатичной, стильно одетой девушки одежда на спине стянута прищепками. В магазинах – спонсорах выпуска новостей - 42 размер одежды встречается крайне редко, вот и приходится создавать себе лишние сложности в дополнение к имеющимся.

Зато роль диктора в глазах зрителей, напротив, часто весьма преувеличена. Доходит до смешного: однажды по звонку жителей съемочная бригада приехала в одну деревню разбираться в какой-то проблеме. Машину с надписью «телевидение», естественно, пришли чуть ли не всей деревней встречать, но когда из нее вышли корреспондент с оператором, люди аж в лице поменялись: «А Ира Мишина где? Мы думали, она приедет…» Ирина Мишина до недавнего времени была диктором новостной программы, и люди были абсолютно уверены, что это она одна всю программу и делала.

СЕКРЕТ пятый и главный: Команда

Вернувшись в редакцию, корреспонденты начинают работать непосредственно над сюжетом. И тут начинается самое интересное – во-первых, нужно уместить два-три часа мероприятия в короткий трехминутный ролик, при этом никого и ничего не забыв, а во-вторых, сделать это с учетом имеющихся исходных данных.

Это в газете можно уже после события куда-то позвонить, что-то доспросить, додумать, дописать, а на ТВ что снято – то снято, обратно уже не переиграть. Корреспондент может уже придумать концепцию будущего сюжета, даже текст написать, а при просмотре отснятого материала окажется, что в самый важный момент – когда какой-нибудь высокий чиновник произносил очень важные слова, вокруг которых и выстроен весь сюжет, – кто-то пробежал между камерой и сценой, и использовать этот момент совершенно невозможно. Так было, например, когда в Егорьевск приезжал тогда еще губернатор Шойгу – во время посещения предприятий ходил он быстро, в окружении многочисленной «свиты», периодически заглядывал в какие-то закрытые для посторонних помещения, так что основная часть отснятого видеоряда пришлась на музей. А накладывать закадровый текст об инвестициях, развитии и прочих важных вещах на картинку пусть и замечательной, но мало имеющей отношения к экономике музейной посуды как-то неправильно. Пришлось выкручиваться. Как именно, телевизионщики не говорят – они и так слишком много профессиональных секретов раскрыли, но факт есть факт: зрители никаких накладок в сюжете не заметили.

Андрей КУНГУРЦЕВ, оператор:

- Работа оператора – это, с одной стороны, свобода творчества, с другой – взгляд на 360 градусов вокруг и немножко в будущее. Надо видеть то, что происходит и в кадре, и вокруг, и даже за спиной, уметь предвидеть, где и в какой момент произойдет что-то важное, и оказаться там чуть-чуть раньше. Плюс постоянное взаимодействие с корреспондентом. Лена Крынина, например, всегда четко знает, из чего будет состоять сюжет, и просит снимать конкретные вещи; Вика Куликова, наоборот, просит снимать все, после в редакции отсматривает материал и выбирает нужное. Ну и свой собственный взгляд на происходящее тоже, безусловно, важен.

Собственный взгляд – это умение видеть то, на что обычно люди внимания не обращают: говорящие детали, эмоции, жесты. Чем больше таких кадров будет в распоряжении монтажера, тем выразительнее и яснее выйдет видеоряд. Банальный пример: в первом кадре некий чиновник вещает с трибуны о каких-то серьезных вещах, во втором – зевающий человек в зрительном зале. И не важно, что зевает он просто потому, что не выспался, для зрителя впечатление будет однозначным. И совсем другое дело, если вторым кадром пойдет картинка заинтересованного, что-то сосредоточенно записывающего человека.

После этого назвать оператора простым исполнителем, безучастно фиксирующим на камеру происходящее, язык не поворачивается. И этот коротенький, максимум трехминутный сюжет, который и в эфир-то выходит всего несколько раз, включая утренний повтор, есть результат сложного, но слаженного труда трех человек – корреспондента, оператора, монтажера, каждый из которых старается максимально хорошо делать свою часть работы, оставаясь при этом членом команды, возглавляет которую директор В.И. СОКОЛОВ. Команды, вся работа которой подчинена одной-единственной цели: чтобы сегодня вечером, ровно в 20.00, с экранов телевизоров снова прозвучали слова: «Здравствуйте. В эфире информационная программа “Егорьевск сегодня”».

И чтобы никому даже в голову не пришло, что у оператора прямо на съемке сломалась старенькая камера, что диктору велик пиджак, а у корреспондента дома проблемы и «держать лицо» ой как тяжело. Зрителям все это знать не обязательно.

Police1 - Администрация г.Орехово-ЗуевоИспользование различных форм и методов отбора граждан на службу в ОВД определяет возможность приема в ряды полиции молодых людей, имеющих желание и готовность служить в правоохранительных органах.
26.11.2014 Администрация г.Орехово-Зуево
КЛИН 2 - ГУ МВД Московской области26 ноября, в преддверии празднования Дня матери, начальник ОМВД России по Клинскому району подполковник полиции А.Ш.
26.11.2014 ГУ МВД Московской области
Как сообщил заместитель Председателя Правительства Московской области Дмитрий Пестов, сотрудники ЖКХ региона готовы к прогнозируемому похолоданию, выпадению снега и гололёду на территории региона.
26.11.2014 Агентство Новостей Подмосковья
Совместные проверки областного Госадмтехнадзора и московского ОАТИ  - для чистоты нет границ - Госадмтехнадзор МОГосадмтехнадзор Московской области проводит совместные рейды сОАТИ города Москвы для выявления проблемных объектов и территорий,расположенных вдоль МКАД, а также вдоль границы с Новой Москвой.
26.11.2014 Госадмтехнадзор МО
25 ноября в Дежурную часть ОМВД России по Егорьевскому району поступило сообщение от местного жителя о том, что злоумышленники проникли в его садовый домик, расположенный в д. Кувакино Егорьевского м.р.
26.11.2014 ГУ МВД Московской области